Phantom's Brick Архив

Главная -> Творчество -> LEGO® Виртуальное моделирование -> Виртуальные самоделки

[MOC] Луна-9 от Грешник

Грешник, 2018-12-10 17:12:39 +00:00

Если заходит речь об аппарате, предназначенном для посадки на другую планету, воображение сразу рисует приземистый "лэндер" с торчащими в стороны лапами-опорами, весь увешанный солнечными панелями. Иногда это не совсем так. А с лунными автоматическими станциями Е-6 это совсем не так. Это не кажется очевидным, но такой уже классический способ посадки не самый надёжный и далеко не самый простой. Если удар при касании поверхности будет слишком сильным, то в лучшем случае аппарат может перевернуться из-за подломившейся опоры. А электроника СССР того времени не могла гарантировать прилунения с приемлемой скоростью. Ведь важно не только погасить скорость, чтобы не разбиться, но и не перестараться. Если затормозить слишком рано, аппарат ненадолго зависнет на какой-то высоте, а потом может случиться очень много неприятного: он потеряет ориентацию, начнёт уже лететь вверх, да и ещё много фатальных сценариев. Может тогда затормозить почти до нуля, а потом включать двигатели чуть-чуть, чтобы не превышать скорости? Ну как в машине, немножко давишь на педаль газа. Нет, это так не работает. Во-первых, это означает лишний расход топлива, сейчас не будем вдаваться в подробности почему. А во-вторых, ракетный двигатель не может вот так просто взять и изменить свою тягу. Он или включен или выключен. Конечно, некоторые на это способны, но в весьма ограниченных пределах. Ну и каждое лишнее включение двигателя - это шанс его взорвать. Ну и как вишенка на торте, в то время было совсем не очевидным то, что у Луны твёрдая поверхность. Вполне состоятельной казалась гипотеза о пылевых морях, в которых зонд может перевернуться или даже утонуть. Сейчас-то эти проблемы по большей части решены, а в шестидесятые пришлось изобретать стакилограммового ваньку-встаньку, и запихать его в воздушный шарик. Без шуток.

Раз уж нет гарантии, что удастся избежать удара при посадке, нужно его как-то серьёзно смягчить. Подушками? Только не с перьями, а надувными. Зонд заключён в мячик из двух половинок. Это и смягчает удар. Попрыгав, мячик останавливается и половинки разделяются. А чтобы аппарат смотрел нужной стороной вверх и ненужной - вниз, он сделан в виде капли, у которой центр тяжести смещён вниз. Затем верхняя часть раскрывается подобно цветку, и можно приступать к сбору научных данных. Впрочем, количество приборов было весьма скромным: панорамная фотокамера и счётчик Гейгера. И да, назло любителям Лунного Заговора, никакой "смертельной радиации" ни в полёте, ни на поверхности не было обнаружено. Хорошо, сам зонд у нас есть. Но ведь этот мячик нельзя кидать прямо с орбиты, всё равно нужно затормозить до безопасной скорости. Для этого нужна другая полуторатонная часть космического аппарата. Там находятся двигатели и все необходимые для полёта приборы: "мозги", системы астронавигации, радиостанции и прочее. Причём, во время посадки часть этого оборудования просто сбрасывается. Нечего тратить топливо на лишние запчасти, которые уже сделали своё дело. На высоте в 75 км включается основной двигатель, около 300 м уже работают только двигатели малой тяги. И у самой поверхности по команде высокотехнологичного датчика-высотомера (палка космическая, пятиметровая) посадочная капсула отстреливается от носителя.

Надо сказать, что программа мягкой посадки на Луну серьёзно попортила нервы советским конструкторам. Получилось это только с тринадцатой попытки. Ну кто ещё будет говорить, что 13 - несчастливое число? Первые неудачи были вызваны тем, что новая ракета-носитель "Молния" ещё не была до конца отработана. Проблем добавляло то, что отказ чаще всего происходил во время включения четвёртой ступени, когда ракета находилась на противоположной стороне Земли. И получить хоть какие-то данные телеметрии с территории СССР было невозможно. Пришлось в срочном порядке оборудовать корабль средствами связи и отправлять его в плавание в Гвинейский залив. Затем одна за другой вскрывались недоработки самой Е-6. Например, последняя неудача была вызвана тем, что одна из деталей сломалась и проткнула надувную подушку. Выходящий воздух закрутил аппарат и нарушил стабилизацию. 3 февраля 1966 года всё же удалось совершить мягкую посадку в терминаторе (границе дня и ночи) в Океане Бурь. Королёв не дожил до этого момента всего две недели.

Забавно, что первые фотографии были опубликованы не в СССР. Данные были приняты и расшифрованы немного раньше английской радиообсерваторией Джодрелл Бэнк. Ещё один привет сторонникам конспирологии. Ведь в космосе так легко что-то спрятать.

Luna-9 by Sunder_59, on Flickr