Phantom's Brick Архив

Главная -> Творчество -> LEGO® Виртуальное моделирование -> Виртуальные самоделки

А вместо сердца пламенный мотор: РД-108 от Грешник

Грешник, 2017-12-25 12:32:15 +00:00

Долгоиграющий ракетный двигатель семейства ракет-носителей Р-7 с более чем полувековой историей, созданный первоначально для доставки не очень мирного атома на другой конец света, а в итоге проложивший дорогу в космос. Наглядная иллюстрация принципа "работает - не трогай". Конечно, он постоянно модернизировался, но без каких-либо принципиальных изменений. На сегодняшний день он не может похвастаться какими-то выдающимися характеристиками, но остаётся на службе благодаря надёжности, простоте и дешевизне (не в последнюю очередь благодаря отработанному массовому производству).

В наследство Фау-2 дядюшки Вернера РД-108 достался принцип приведения в движение турбонасосов, перекачивающих керосин и жидкий кислород в камеры сгорания. Турбина раскручивается паром от разложения перекиси водорода, вместо сжигания небольшого количества топлива. Это дополнительные баки, трубопроводы, сложности при заправке. Но это и более простой и менее нагруженный турбонасосный агрегат. А ТНА - это сердце двигателя и его самая сложная часть. Ведь за пять минут работы ему нужно прокачать через себя почти 100 тонн топлива.

Мало сделать большую ракету, ей нужно ещё и управлять. Единственный способ в безвоздушном пространстве - немного отклонить выхлоп двигателя в сторону. Во время полёта ракета давит сверху всем своим немалым весом, возросшим в разы из-за ускорения, на двигатель. Ну и попробуй поверни его в таких условиях. Нужны очень мощные рулевые машины. А на заре космической эры их не было. Чем больше и мощнее двигатель, тем сложнее им вертеть. Значит, можно добавить маломощные рулевые двигатели. Сразу 4 штуки. Ну или две, для РД-107, версии для боковых блоков ракеты.

Чтобы запустить двигатель, недостаточно просто поднести спичку. Существует много разнообразных систем зажигания для разных двигателей на разных видах топлива. Но РД-108 и тут отличился. У него её просто нет. Для зажигания используется высокотехнологичная деревянная швабра с пороховой шашкой и датчиком на конце. Перед стартом этот девайс просто вставляется во все камеры сгорания. По команде шашка поджигается и двигатель запускается.

Повертеть модель в 3D: https://mecabricks.com/en/models/1pyj6p0KaRq

RD-108 by Sunder_59, on Flickr

Limga, 2017-12-25 12:55:32 +00:00

Изумительная детализация. Когда-нибудь соберу себе такой. Приятно знать, что на форуме есть человек, который знает, что ТНА работает на разложении перекиси:)