Он взялся за кисть и продолжал не торопясь работать. Скоро из-за угла показался Бен Роджерс - тот самый мальчик, чьих насмешек Том боялся больше всего на свете. Походка у Бена была легкая, подпрыгивающая - вер- ное доказательство того, что и на сердце у него легко и от жизни он ждет только самого лучшего. Он жевал яблоко и время от времени издавал про- тяжный, мелодичный гудок, за которым следовало: "Диньдон-дон, динь-дон-дон", - на самых низких нотах, потому что Бен изображал собой пароход. Подойдя поближе, он убавил ход, повернул на середину улицы, накренился на правый борт и стал не торопясь заворачивать к берегу, ста- рательно и с надлежащей важностью, потому что изображал "Большую Миссу- ри" и имел осадку в девять футов. Он был и пароход, и капитан, и паро- ходный колокол - все вместе, и потому воображал, что стоит на капитанс- ком мостике, сам отдавал команду и сам же ее выполнял. Стоп, машина! Тинь-линь-линь! - Машина застопорила, и пароход мед- ленно подошел к тротуару. - Задний ход! - Обе руки опустились и вытяну- лись по бокам. Право руля! Тинь-линь-линь! Чу! Ч-чу-у! Чу! - Правая рука тем вре- менем торжественно описывала круги: она изображала сорокафутовое колесо. Лево руля! Тинь-линь-линь! Чу-ч-чу-чу! - Левая рука начала описы- вать круги. Стоп, правый борт! Тинь-линь-линь! Стоп, левый борт! Малый ход! Стоп, машина! Самый малый! Тинь-линь-линь! Чу-у-у! Отдай концы! Живей! Ну, где же у вас канат, чего копаетесь? Зачаливай за сваю! Так, так, те- перь отпусти! Машина стала, сэр! Тинь-линь-линь! Шт-шт-шт! (Это пароход выпускал пары.) Том по-прежнему белил забор, не обращая на пароход никакого внимания. Бен уставился на него и сказал: Ага, попался, взяли на причал! Ответа не было. Том рассматривал свой последний мазок глазами худож- ника, потом еще раз осторожно провел кистью по забору и отступил, любу- ясь результатами. Бен подошел и стал рядом с ним. Том проглотил слюну - так ему захотелось яблока, но упорно работал. Бен сказал: Что, старик, работать приходится, а? Том круто обернулся и сказал: А, это ты, Бен? Я и не заметил. Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, пора- ботаешь? Ну, само собой, работать куда интересней. Том пристально посмотрел на Бена и спросил: Чего ты называешь работой? А это, по-твоему, не работа, что ли? Том снова принялся белить и ответил небрежно: Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе. Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить! Кисть все так же равномерно двигалась по забору. Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату дос- тается белить забор. После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперед, останавливаясь время от времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, про- являя все больше и больше интереса к делу. Вдруг он сказал: Слушай, Том, дай мне побелить немножко. Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал. Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором; понимаешь, он выходит на улицу, - если б это была та сто- рона, что во двор, она бы слова не сказала, да и я тоже. Она прямо тря- сется над этим забором. Его знаешь как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует. Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чутьчуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте. Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка, возьмешься ты белить забор, а вдруг чтонибудь. Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока. Ну, ладно... Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь. Я все яблоко тебе отдам! Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе. И пока бывший пароход "Большая Миссури" трудился в поте лица на солнцепеке, удалившийся от дел художник, сидя в тени на бочонке, болтал ногами, жевал яблоко и обдумывал дальнейший план избиения младенцев. |