Уважаемые Мастера! Предлагаю обсудить проблему конструирования как процесса душевного и художественно-технического творчества. Думаю что для многих из нас это уже и образ жизни и череда открытий и изобретений, а то и занятных приключений. Короче: давайте рассмотрим само понятие конструирования как научный и жизненный процесс и поделимся своими переживаниями и мыслями на этот счёт. Глядишь этот опт окажется полезным и для практики лего-конструирования, и для вдохновения нашего на конкурсах-выставках?! --------------------------------------------------------------------------------------------- Статья No1: Инструкция или “самолепнина” - что важнее в конструировании? Говорят Мир был создан за 6 дней! Так быстро и разнообразно-продуманно, всё работает и продолжает развиваться - тут без инструкций явно не обошлось! Это как Вы поняли конечно шутка. А если рассуждать серьёзно? Что важнее для развития и формирования личности человека, необходимее для организации порядка и гармонии окружающего его реального мира? Инструкции или отчаянное самотворчество? Вот в чем вопрос! Давай те разбираться. Есть понятие инстинкта, понятие готовой совокупности программ действий заложенной в нас самой природой - на каждую типовую ситуацию мы получили свою последовательность её решения. Природа не ошибается и думать не надо! Сами механизмы адаптации к изменяющимся внешним условиям - это тоже готовая инструкция, только более высокого порядка ( вымирают те кто не стал ей пользоваться ). Возникает вопрос No1: “Зачем пытаться изучать новое если всё уже предопределено?” Вопрос No2: “Надо ли учиться пользоваться инструкциями?” Вопрос No3: “Что такое Конструирование?” Вот сейчас я на них и отвечу! Ответ на “вредный” вопрос No1: ” Изучение нового заложена в самой сути человека. Можете считать это особой программой, от выполнения которой зависит само существование человечества как вида - иначе деградация, прекращение развития-эволюции и ... в список вымерших животных. Если совсем уж занятся философией - инстинкт исследования дан нам как инструмент включения-выключения готовых программ-инструкций. Мы как новый компьютер получили огромную библиотеку “драйверов”, но реальная жизнь, наш пользователь, весьма разнообразна по своим требованиям и пожеланиям! Мы наблюдаем, изучаем, исследуем, набиваем шишки, ищем приключений, изобретаем, ставим эксперименты, создаём новое. На самом-то деле мы просто опробываем “драйвера” и что оказалось понятным ( примитивным ) и каким-то чудом при этом ещё и работает - остаётся. Всё другое и сложное на данном этапе нашего роста - улю-лю в помойку! Так понимает жизнь большинство. Но к счастью дело обстоит чуть-чуть не так. Природа как творец решила: “Пусть условно один из 1000, т.е. ненормальный, получит способность сам создавать новые драйвера-инструкции! Как? Да очень просто! Пусть соединяет “несоединимое”, лезет из уютной и сытой норы в грязный и смертельно опасный лабиринт-дыру, смеет себе не по рангу, любит когда нельзя! Сдохнет, надорвётся - будет следующий. Если добился успеха - закрепит в потомках инстинкт-инструкцию. Я хочу что бы многие из нас могли собрав новую модель из “жуткосложного” конструктора, вынырнув из ванны, взлетев с балкона на планере из швабр и простыней, встречая рассвет на краешке вселенной с гордой щеминкой в сердце воскликнуть - я ненормальный, какое это счастье! Ответ на вопрос No2: Да! Учить пользоваться инструкциями надо. Вот ведь противоречие! Они априори в нас есть, а пользоваться ими мы неумеем. Жесть! А причина проста - когда мы что-то делаем по инструкции, то мы ничему неучимся и нефига не запоминаем! Смысл в самой сути процесса - пошаговое исполнение. Не надо понимать общую картину происходящего. Шаг -забыли, ещё шаг - опять вон из головы, дошли до последней страницы - привет! Есть результат ( чего заказывали ) - нет понимания как, зачем и можно ли проще и интересней. Вот рецепт обучения пользования инструкциями: 1. Разбейте саму инструкцию-программу на минизадачи-этапы и обрисуйте картину проблемы в целом; 2. При выполнении-решении каждой минизадачи осмысливайте предложенный способ её решения. Вычленяйте алфавит действий и структуру компонентов ( детали конструктора и методы-способы сборки из них ). Наверняка возникнет ощущение что Вы могли сделать получше - так и запомните возникшие “ощущения”! 3. Выполняя работы по разным инструкциям обязательно ищите похожесть-повторимость-аналогичность, т.е формируйте свой собственный инструментарий-алфавит! 4. Просто отнеситесь к предложенной инструкции как к примеру решения возникшей проблемы - используйте ту её часть без которой никак, а дальше сами! Ответ на вопрос No3: Так что же такое творчество и конструирование? Есть ли между ними разница? И нужны ли творческой личности готовые, т.е. не созданные ей самой, инструкции? Попробую дать определение ( как в учебнике получается ... ). Представте себе что Вы работаете ( надо! ). Так вот если работа представляет из себя по характеру конвеер - то это нетворчество! Это автоматизм выполнения типовых операций даже с великой целью. Здесь у Вас нет вдохновения поиска новых решений и изобретения новых способов выполнения поставленной задачи. Простая фанатичная исполнительнось - засушенная муза сдана в музей! “Процесс создания нового, сопровождающийся исследованием старых и изобретением новых способов решения поставленой задачи, часто в ещё неизведанной области применения, называется - творчеством!” Конструирование. “Конструирование - это практическая наука о создании объектов и событий окружающего нас мира.” Языком конструирования являются система элементов ( структура-алфавит деталей, действий и др. компонентов ) и принципов-законов взаимодействия их между собой ( для детских конструкторов это приёмы сборки моделей; для спектакля-жизни это законы драматургии, законы соединения и развития элементов сюжета ... - чего тут непонятного? ). Важной особенностью конструирования, как явления и вида человеческой ( вот наверняка и не человеческой тоже ) деятельноси, является социальность. Нельзя что-либо собирать-конструировать лично для себя божественного. Обязательно то что тобой сделано, будет иметь последствия для всего мира, окажет влияние на жизнь и развитие других людей. Почему? Потому, что конструируя ты учишься, пробиваешься сквозь асфальт старого, собираешь в своём решении энергию мысли прошлых исследователей и тем самым изменяешь ауру мира в котором сейчас живёшь. Потом ты передашь достигнутое другим людям: ввиде игрушки-модели, ввиде информации, ввиде своего поступка - форма может быть любая. Суть передачи - одна. Мы получаем вывод: Истинно творческой личности неосмысленно-пережитые ей инструкции - не нужны! Надо учиться изучать инструкции и учиться создавать свои. Так человек растёт, так на первых порах надо. Настоящий Мастер рождается только в процессе Конструирования, когда творческая личность поднимается над болотом готовых инструкций. Давайте будем ненормальными! Мастер Идей. |